Российско-итальянское издательство интеллектуальной книги

«АВВАЛОН – ЛО СКАРАБЕО»

+7 (495) 685-48-75, 685-69-89
Москва, Огородный проезд, 5

vk fs Канал на youtube email

СЛОВАРЬ ТАРО

Термины и понятия, встречающиеся при работе с колодами Таро.

Алхимия – один из аспектов оккультизма, возникший, как принято считать, во времена эллинизма. Не смотря на запреты и гонения со стороны церкви, алхимия особую популярность приобрела в средневековой Европе. Основной практической задачей алхимиков было получение «философского камня», под которым подразумевалось не только физическое вещество, но и духовный кристалл мистической Истины. Свою деятельность алхимики называли «великой работой». Основополагающими исходными понятиями алхимии, которые они почерпнули, в основном, из каббалы, были: учение о 4-х Стихиях и значение начертаний: букв, линий и фигур, а также принцип подобий. Среди алхимиков наиболее известны Парацельс, Альберт Великий, Бэкон и Луллий.

«Апокалипсис» – «Откровение св. Иоанна Богослова». Слово «апокалипсис» с греческого переводится как «откровение». Откровение или пророчество, как вид послания Высших сил человечеству, получило широкое распространение среди авторов религиозных писаний. Как правило, пророчества имеют эсхатологический характер. Первым литературным произведением такого рода считается Книга Даниила, датируемая 165 г. до христианской эры. Самым известным из пророчеств является «Откровение» апостола Иоанна, полученное им «в духе», т.е. в состоянии религиозного экстаза, или медитации. Благодаря своей высокой эзотеричности и важности зашифрованного в нём Знания, это эсхатологическое «Откровение» стало заключительной книгой канонического Евангелия (Нового Завета), а его название – «Апокалипсис» – стало синонимом «Конца света» или всемирной катастрофы.

Аркан – (лат. Arcanum – «тайна») – тайное средство; особенное содержание тайных культов и оккультных учений; сумма эзотерических знаний, полученных путём Посвящения или передающаяся от Учителя ученику. У древних римлян в религиозных терминах оно означало секретные дела. В средневековой алхимии это название носили разные препараты, имевшие будто особенное действие, состав которых держался в глубочайшей тайне, в том числе. «жизненный эликсир» и «философский камень». Этот термин применительно к Таро впервые употребил французский оккультист Поль Кристиан в 1863 году.

Арканы Таро – особого вида карты, составляющие колоду, используемые в предсказательных целях. В состав классических колодТаро входят 78 карт, из которых 22 называются Старшими или Мажорными Арканами, и 56 - Младшими или Минорными Арканами. Разделение Арканов на Мажорные и Минорные ввёл французский оккультист Эли Стар (Эжен Жакоб) в 1888 году. В Таро под символикой Арканов (числом, понятием, рисунком и знаками) скрыта определённая смысловая нагрузка, имеющая несколько срезов значений, которые могут касаться как трансцендентальности, так и бытовых вопросов.

Атрибуты – символические предметы (оружие, детали одежды или пейзажа, вещи), принадлежащие или входящие в окружение главного персонажа и помогающие его идентифицировать. Например, песочные часы Отшельника относят его образ к Сатурну и понятию «времени».

Вопрос – тема гадания в вопросительной форме. Хорошо поставленный и понятый вопрос, поставленный Кверентом (задающим вопрос, спрашивающим). Благодаря своим медиумическим способностям Картомант (гадатель, предсказатель) должен помочь Кверенту правильно сформулировать волнующий Кверента вопрос, и создать соответствующую мыслеформу. В процессе подготовки к гаданию во время тасования карт необходимо помнить и мысленно повторять вопрос, можно для верности предварительно записать его на бумаге.

Гермес Трисмегист (Гермес Триждывеличайший) – Божественное Имя, взятое Высочайшей Сущностью космического уровня. Гермес известен так же под именами Тота (егип.), Луга (кельт.), Набу (абиссин.), Меркурия (рим.) и других. Считается, что Тот был одним из Посвящённых, который после гибели Атлантиды перебрался в Египет, где занимался просветительской деятельностью и оставил потомкам 22 рельефа с иероглифами и рисунками, выбитыми на стенах подземного Храма (или золотых таблицах). На таблицах в зашифрованном виде он изложил вневременные знания, которые тысячелетия назад люди ещё не готовы были воспринимать и должны были оставаться тайной (арканами). Таро являются проекцией этих сверхзнаний в символах и аллегориях, традиционных для времени их изготовления. В этом контексте Нулевой Аркан Таро, «Дурак», можно рассматривать, как факсимиле (подпись), оставленная Тотом. Как глава одной из Космических Иерархий Гермес Трисмегист, основной своей задачей сделал распространение высших знаний, и стал куратором нескольких эзотерических Учений, появлявшихся в переломные моменты на пути эволюции. Одним из этих учений является и неогерметическое Учение Третьего Луча, которое рассчитано на космические, исторические, социальные реалии начала 3-го тысячелетия.

Двора Карты (Фигуры, Придворные) – 16 карт колоды Таро, на которых изображены люди: персонажи истории, или герои мифов, или просто собирательные образы. Карты Двора делятся на 4 группы и, как и номерные карты, соотносятся с 4 Стихиями. В классических колодах Таро к Картам Двора относятся Король, Королева, Рыцарь и Паж (Валет), расставленные по ранжиру (старшинству), как это было принято при дворах средневековой европейской знати – отсюда и название. Их принадлежность к Минорным Арканам является спорной и остаётся на усмотрение таролога.

«Дурак» – Нулевой (0) Аркан, называемый ещё «Глупец», «Шут». В европейской традиции, шут при королевском дворе являлся лицом приближённым и неприкасаемым – он единственный мог быть «свободным», не соблюдающим этикет, и откровенным, прячущим тайный смысл за остротами, подобно тому, как Тот-Гермес скрывал Тайное знание за Арканами. В России 0-ой Аркан называли «Юродивый» - «олух царя небесного», нищий дурачок-ясновидец, традиционно почитаемый как в простонародье, так и в царских хоромах. Юродивые, кроме всего прочего, перемещаясь из города в город, из дома в дом, были желанными вестниками – приносили новости и даже, как почтальоны, письма от знакомых. Это в некоторой степени соотносится с образом «вестника богов» Меркурием или Гермесом. Интересен и тот факт, что в российском фольклоре наиболее примечательный и любимый персонаж – Иванушка-дурачок. На древней русской земле существовало поверье, что, если назвать ребёнка обидным, некрасивым именем, то это отвадит от него «сглаз» и «нечистые силы»: так и называли детей Чернавками, Дурнавами, Дураками. В сказках Дурак всегда оказывался самым умным, обладающим «сенситивными» способностями, умеющим управляться с волшебными сущностями и предметами, а, главное, носителем добра, побеждающим зло.

Жезлы – наиболее часто используемое современными тарологами названиемасти Таро, которая также встречается под названием Булавы, Копья и даже Палки. Этим названием может соответствовать и символика карт. Считается, что источником символики и названия этой масти стали палки для игры в поло, которое было популярно в арабском мире. Представляет Стихию (элемент) Огня. Эта масть ассоциируется с волей, мужеством, силой, энергией, действием и страстями, а также с целью и целеустремлённостью, символом чего служит также Стрела.

Задача – этот термин применяется в основном к магии, в том числе опирающейся на карты Таро. При гадании применяется термин: вопрос. Задача ставится перед началом магической операции, которая в контексте Таро имеет свои особенности и правила. Чем чётче поставлена задача, и чем адекватнее энергетическое наполнение её мыслеформы, тем эффективнее действие.

Зодиакальные созвездия – термин, пришедший в астрономию из астрологии, которая и заложила основы изучения звёздного неба. Древние астрологи, произвольно разделившие небо на сектора, установили группы созвездий, составляющий пояс на небесной сфере, внутри которого происходит видимое движение планет – Зодиак. Первоначально таких групп было четыре - они соотносились с четырьмя Стихиями и носили названия животных («Зодиак» происходит от греческого Zodiakos – «животные»). В современной традиционной астрологии, опирающейся на геоцентрическую систему, Зодиак включает в себя 12 Зодиакальных знаков или Созвездий, занимающих равные отрезки окружности по 30 градусов. В современной тарологии существует несколько систем, в которых З.С. соотнесены со Старшими Арканами (см. таблицу).

Имена Мажорных Арканов – названия карт в колоде. Существует более ни менее традиционный набор названий Старших Арканов Таро. Но отличия в названиях Таро всё же встречаются. В классических Таро название может зависеть от исторического периода или культуры страны изготовления («Иерофант» или «Папа»; «Шут», «Юродивый» или «Дурак», и т. д.). Имена Арканов в современных колодах благодаря воображению и большей свободе авторов может разительно отличаться от классических образцов, а также зависеть от перевода и тематики колоды, но от этого их эзотерическое значение, как правило, не изменяется.

Каббала – в переводе с древнееврейского означает «получение, принятие, предание», и подразумевает тайную науку Мудрости. Истоки каббалы лежат древнееврейской Торе и гностицизме, а расцвет её в Европе приходится на начало XIII века. Рейхлин в книге «Христианский Мистицизм» (1909 г.) определил Кабалу так: «Кабала - это ничто иное, как теология символов, в которой не только буквы и слова служат символами вещей, но и сами вещи являются символами других вещей». Считалось, что именно этот каббалистический метод толкования был передан людям через Божественное откровение, чтобы с его помощью праведники могли достичь мистического единения с Богом, или обожествления. Считается, что первыми, кто в конце XVIII века соотнес символы Каббалы и 22 буквы еврейского алфавита с Арканами Таро, был французский оккультист Антуан Кур, писавший под псевдонимом Кур де Жебелен. Надо отдать ему должное – его работа вызвала возрождение оккультного Таро.

Канал слышания – виртуальныймост,проложенный энергией мысли к определённому иноматериальному объекту или информационному полю; мысленно протянутая нить от своего тонкого органа чувств, который является приёмником энергии, в направлении искомого источника этой энергии. Канал может «принадлежать» отдельному человеку или духовному учреждению – Школе, Учению, религиозной группе и, как правило, «привязан» к определённому физическому «приемнику» - мандале. Канал отдельного человека может дотягиваться до разных уровней энергий, высота которых зависит от духовного состояния «принимающего». Канал также может «нарабатываться» - чем чаще человек или группа входит в канал и задаёт определенный «адрес», тем устойчивей и «шире» канал. Чем чаще «принимающий» выходит на один и тот же объект, тем увереннее он себя чувствует в канале соответствующего уровня. Так, картомант, не занимающийся ничем другим, нарабатывает более широкий канал и, следовательно, лучше предсказывает, чем тот, кто кроме Таро осваивает широкий спектр оккультных наук. Также см. Яснослышание

Картомант – человек, занимающийся гаданием на картах (карто + мант, от слова «мантика» - гадание). В инструкциях и книгах по гаданию его могут называть Гадальщик, Консультирующий и т.п. Людей, углублённо занимающихся изучением Таро, в современной России называют «таролог», что приравнивает их к учёным, а искусство Таро, «тарологию», к научной дисциплине. Но обычные практикующие гадальщики предпочитают также именовать себя гордо «тарологами», считая, что название «гадалка» унижает их достоинство.

Картомантика – гадание на картах («мантика» – гадание).

Кверент – «спрашивающий», означает человека, на чей вопрос отвечают карты Таро. Слово «кверент», скорее всего, происходит от английского question - «вопрос», но, возможно, и от questus – «спокойный», «бездействующий». Спрашивающий и гадатель может быть одним лицом, если Кверент гадает самому себе. Также Кверента часто называют Консультирующийся по аналогии с «Консультантом» - тем, кто проводит консультацию, хотя чаще это просто гадание.

Классическое Таро – это полные колоды, традиционно состоящие из 78 карт и изготовлены по установленным канонам, сложившимся в XV веке. Отличает классическое Таро широкое использование аллегорий и символизма, свойственного эпохе позднего Возрождения и наиболее часто встречающегося в манускриптах алхимиков и тайных орденов, что подтверждает тяготение Таро к оккультизму. К классическим Таро относят колоды, образцом для которых послужили колоды серии Висконти, Марсельские Таро, Таро Уэйта и т. п.

Консультация – термин, который любят использовать не только Тарологи, но и гадатели на рунах, кофе, хрустальных шарах и т. п., хотя консультация подразумевает не просто гадание, а углублённый процесс работы, в процессе которой Кверент получит психологический портрет своей личности, общую картину своего существования, знание жизненной задачи и другие сведения. Консультацию также могут называть сессией.

Лицо – лицевая сторона карты. В некоторых раскладах «Лицо» также может относиться к карте, которая представляет личность Кверента или человека, на кого раскладываются карты.

Мажорные Арканы - карты, составляющие костяк колоды, которые маркируются римскими цифрами (с I по XXI). Они иллюстрированы аллегорическими или символическими рисунками и имеют соответствующие названия (например, «Императрица» или «Мир»). Названия (Имена) Мажорных Арканов могут быть традиционными или варьироваться в зависимости от перевода или авторства. Мажорные Арканы изначально отличались богатой символикой изобразительного ряда, которая может быть традиционной, классической, а может представлять собой авторское видение, передающее значение Аркана. Мажорные Арканы также принято называть Высшими или Старшими Арканами, Козырями и Триумфами. Тарологи пока не пришли к единому мнению – относится ли к Мажорным Нулевой Аркан «Дурак», или он стоит обособленно.

В последовательности Старших Арканов также могут быть варианты: в современных колодах чаще всего меняются местами Сила и Правосудие.

Авторы некоторых колод соотносят Мажорные Арканы Таро с Зодиакальными созвездиями и Планетами (см. таблицу). Каббалисты также каждому из Старших Арканов (включая Нулевой) приписывают одну из 22-х букв еврейского алфавита и одну из 22 глав «Апокалипсиса». Ниже приведена таблица традиционных соотношений для Старших Арканов, но она не является непреложным фактом.

Таблица Мажорных Арканов с закреплёнными за ними Зодиакальными созвездиями, планетами и значениями.

созвездие

номер

название

значение

Овен

V

Папа, Иерофант

Вдохновение, управление

Телец

VI

Влюблённые

Страсть, единство, выбор

Близнецы

VII

Колесница

Путь, познание, триумф

Рак

VIII

Правосудие

Соразмерность, гармония

Лев

IX

Отшельник

Осторожность, посвящение

Дева

X

Колесо Фортуны, Ум

Мудрость, предвидение

Весы

XII

Повешенный

Жертва, равновесие

Скорпион

XIV

Сдержанность

Умеренность, добродетель

Стрелец

XV

Дьявол

Соблазн, насилие.

Козерог

XVI

Башня, Богадельня

Падение, катастрофа

Водолей

XVIII

Луна

Иллюзии, враги, опасность

Рыбы

XIX

Солнце

Истина, золото философов

Солнце

XXI

Вселенная, Мир

Счастье, удача, торжество

Луна

II

Папесса, Верховная жрица

Материнство, знания

Меркурий

XVII

Звёзды

Надежда, природа

Венера

III

Императрица

Успех, зарождение

Марс

XI

Сила

Мужество, терпение, труд

Юпитер

IV

Император

Воля, разум, власть

Сатурн

XX

Суд, Страшный суд

Возрождение, изменение

Плутон

0

Дурак, Шут

Бездумность, воображение

Нептун

I

Маг, фокусник

Инициатива, мастерство

Уран

XIII

Смерть

Переход, цикличность

Мандала – оккультный и религиозный термин, прилагаемый к эфирной матрице определённой формы, имеющей отражение в физическом плане, которую также называют «мандала». Физической манадлой может являться чертёж, узор на ковре, храм или другое архитектурное сооружение, в основе которого лежат два квадрата, вписанных друг в друга – например, храм, двор которого ограничен стеной квадратной формы, имеющий четыре входа на четыре стороны света. В индуизме мандала считается священной фигурой, отражающей Небесный мир. В оккультизме мандала равносильна пантаклю. Соединение с мандалой происходит в процессе медитации. В контексте Таро роль мандалы может играть Расклад, конфигурация которого включает два равносторонних креста, составляющих октаэдр.

Масть – маркер Младших Арканов, которые делятся на 4 группы по признакам и качествам. Наиболее принятые в наше время названия мастей: Жезлы, Мечи, Пентакли, Чаши. Название мастей может варьироваться, сохраняя при этом своё значение: Жезлы – Булавы, Палочки, Скипетры, Палицы и т. п.; Мечи – Сабли, Кинжалы, Пики и т.п.; Пентакли - Монеты, Динары, Деньги; Чаши - Кубки, Бокалы и т.п. Масти связывают с четырьмя основными Стихиями (элементами): Булавы - Огонь, Мечи – Воздух, Монеты - Земля, Кубки – Вода, образующими т. н. Крест Стихий. Значения Младших Арканов согласуются с их мастями, которые, в свою очередь, соотносятся с какой-либо из четырёх сфер жизни человека и четырьмя типами характера (темперамента). В современных игральных картах мастям Таро соответствуют трефы, пики, бубны и черви.

Медитация – техника, благодаря которой «включаются» тонкие органы восприятия (чакры). Посредством медитации человек переносит (сосредотачивает) своё внимание в другие пространства (иноматериальные). Способы медитации могут быть различными и, как правило, разные Школы пользуются собственными, отличающимися от других техниками. Для приведения человека в состояние медитации многие школы используют эксклюзивные мантры (призывы) или молитвы, а также соответствующие атрибуты. Иногда человек спонтанно входит в состояние медитации, в котором он может получить откровение или пророческое видение, что чаще всего наблюдается на границе сна и бодрствования. Наиболее предпочтительна медитация, в которой человек сохраняет способность мыслить и адекватно реагировать. Тот же эффект может наступить при работе с Арканами Таро – карты являются своеобразными пантаклями, прокладывающими канал слышания к получению запрашиваемой информации.

Медиум – от лат. «средний». По представлениям людей, занимающихся спиритизмом (общением с духами и мёртвыми), посредник между людьми и духовным миром, чьё присутствие необходимо во время их сеансов, например, при «столоверчении». Медиум является чистым транслятором – «что слышу, то и говорю», и при передаче информации часто впадает в состояние прострации, может говорить на чужом языке, чужим голосом, действуя подобно зомби. Картомант при толковании значения карт также может использовать некоторые аспекты медиумизма, но он должен сохранять адекватность, понимая и «процеживая» своим разумом получаемую информацию.

Мечи – (ит. SPADE) одна из мастей Младших Арканов Таро. Соотносится со стихией Воздуха иинтеллектуальной, ментальной и психологической сферой человеческой жизни. Мечи символизируют ум, идеи, планы, науку, информацию, дух и духовные институты, традиции и вкус; то, что соотносится с Законом, как высшим, так и общественным, политикой и стратегией, оружием и войнами, а также иноматериальным миром и экстрасенсорикой.

Минорные Арканы – пронумерованные карты (от Туза до Десятки) 4-х мастей по 10 карт в каждой. В Минорные («пониженные») Арканы, чаще называемые Младшими, обычно включают по четыре карты с фигурами (карты Двора): Король, Королева, Рыцарь и Паж. На картах Младших Арканов первых колод изображались только символы мастей в количестве, соответствующем номеру. По-видимому, самые первые Таро содержали только Старшие Арканы, а дополнительные 56 карт Младших Арканов были добавлены в более позднее время с появлением карточной игры и более сложной, но менее сакральной техники гадания. Правда некоторые исследователи Таро, например, Папюс, считали, что Младшие Арканы играют даже большую роль в толковании реальных событий, чем Старшие.

Мистерии – древние театрализованные представления на религиозные темы, костюмированные, с песнями и танцами и другими световыми эффектами, имеющими мистическое внутреннее наполнение, предтече театра. Наиболее хорошо известны античные Элевсинскиемистерии (Элевзинии), происходившие близ селения Элевзин недалеко от Афин. Празднования совершались в сентябре, во время сбора урожая и посвящались Деметре и её дочери Персефоне (Прозерпине). Мистерии имели «внешнюю» и «внутреннюю» части. Внешняя часть, участие в которой могло принимать всё население, относилась как бы к теории, в внутренняя – к практике. На внутреннюю, тайную церемонию, посвящавшую в тайны ритуалов, допускались только избранные. Элементы мистерий используются в современной технике Таро, например, в т. н. расстановок, в которой группа людей распределяет между собой символические роли.

Мыслеформа – своеобразная эфирное (тонкоматериальное) образование, являющееся продуктом человеческого мышления. Мыслеформа в отличии от мысли, которая бывает незаконченной, мало вразумительной и расплывчатой, представляет собой целостное образование, сочетающее в себе чётко сформулированную мысль, имеющую определённую смысловую нагрузку. Мыслеформа способна существовать отдельно от своего создателя, а также служить матрицей, по образцу которой коагулируется материал. Благодаря этим свойствам мыслеформа служит основным инструментом мага-творца, преобразующего проявленную форму. Мыслеформы могут образовывать информационные поля и непосредственно влиять на менталитет и образ жизни подавляющего числа людей. Самое сильное влияние оказывают мыслеформы, напитанные энергией эмоций. Для Картоманта создание мыслеформы, содержащей четко сформулированный вопрос или задачу – первый шаг к успеху.

Нулевой Аркан – наиболее традиционное название Аркана - Дурак. Возможно, корни распространённой карточной игры в «Дурака» лежат в названии этого Аркана. Считается, что в игральных картах он стал прообразом «Джокера». В некоторых колодах Таро этот Аркан переносят в конец колоды или ставят его под другим номером - например, XXI. Нулевой Аркан считается самым загадочным в колоде Таро. Возможно, за неприглядным названием картыскрывается личность Учителя и Посвятителя во вневременные знания Гермеса Трисмегиста (в египетском варианте, бога мудрости Тота).

Пантакль – визуальная матрица объекта, чаще всего – геометрическая фигура. Пантаклем может быть любой предмет или изображение, отражающее суть или мыслеформу, обозначающую предмет или явление, будь то мысль, чувство, человек или тонкоматериальная сущность. Роль пантакля может играть и гороскоп, и герб, и портрет, и символ - всё, что имеет ограниченную законченную форму и отражает суть объекта. Пантакль служит «входом», позволяющим ясновидящему выйти на нужное понятие и найти искомую информацию. Пантакль должен повторять энергетический рисунок объекта, тогда он может также служить прекрасным атрибутом магии.

Талисманы определённой формы часто являются классическими пантаклями. Пантакли часто изготавливаются для занятий магией и как инструмент для гадания и пророчеств. Карты Таро и Оракулов являются прекрасными пантаклями, как каждая отдельно, так и Расклад. Одна из мастей Таро называется Пентакли, намекая на связь формы и изображения на монете или медали с магическим Пантаклем.

Пентакли – представляет одну из мастей Младших Арканов. Более старое название масти Деньги, Динары, которым соответствовали символы карт – монеты и медали.Считается, что впервые термин «Пентакли» был употреблен в 1901 году в Таро, опубликованном Эдгаром де Валькур-Вермонтом (писавшем под псевдонимом «Граф де Сент-Жермен») в книге «Практическая астрология». В современных колодах символом масти считается круг с пентаграммой (5 – «пента») внутри, но часто встречаются и подобие монет, и медали с выбитыми символами или профилями. В некоторых переводных инструкциях Пентакли называют «Магическими фигурами», что имеет тот же смысл, что и Пантакль. Пентакли соотносятся со стихией Земли и символизируют созидание, физические и материальные ценности, труд на земле, строения, быт. В гадании, как правило, относятся к сфере экономики, деньгам и вообще материальной стороне жизни, а в современном прочтении – к бизнесу, банковской системе, счетам, инвестициям и т.п. В игральных картах Пентакли соответствуют Бубнам.

Пипы – нумерованные карты без сюжетного рисунка, которые использовались в игре Тароччи, популярной в 14-15 веке в Италии. Некоторые исследователи, например, Эдвард Уэйт, считали, что пипы послужили основой для Младших Арканов или даже вошли в группу Младших (или Минорных) Арканов Таро практически без изменений.

Подснимание (подснятие, подснять)– ритуал, принятый в процессе подготовки к гаданию. Карты после того, как их перемешали или перетасовали, компонуются в ровную колоду, верхнюю часть которой сдвигают пальцем, деля на две малые колоды. Обычно при этом Картомант держит колоду в руке или кладёт на стол, а Кверент пальцем левой руки сдвигает колоду в сторону от себя. Картомант снимает сдвинутую часть, кладёт на стол и накрывает её оставшейся частью, иногда поворачивая на 180 градусов. Так может повторяться до 3-х раз.

Позиция – место карты в Раскладе. Позиция карты в зависимости от темы Расклада показывает, к какой части ответа на вопрос или к какой сфере жизни относится значение карты. Например, в Раскладе могут быть позиции: прошлое, настоящее, будущее; или: что мешает, что помогает, совет, резюме и т. д. – всё то, что является пунктами вопроса или аспектами задачи, а также структурой самого Расклада.

Положение карты – (не путать с Позицией) может быть вертикальным: как прямым (вверх головой), так и перевёрнутым (вверх ногами), и горизонтальным. Иногда толкователи берут в расчёт даже криво лежащее положение карты, как показатель её взаимоотношения с соседней картой. От того, в каком положении выпала (легла) карта зависит её значение. Перевёрнутая карта, если в инструкции не имеется специального значения, имеет обратное прямому положению значение или толкуется в негативном смысле. Положение определяется визуально, как правило, по рисунку.

Посвящение – процесс достижения состояния определённой степени духовной высоты. Посвящение – дискретный процесс, который уподобляют ступеням лестницы. Посвящение даётся не определёнными лицами, а достигается собственным трудом и упорством, продвижением в Познании и развитии потенциальных способностей. Ритуалы Посвящения, принятые в тайных Школах и Орденах на самом деле чистая профанация. Первое Посвящение – это единение с природой, понимание процессов, происходящих в окружающей среде, устремление в сторону духовного развития и непреходящих ценностей. Второе Посвящение определяется по наличию чистого яснослышания и ясновидения, благодаря которому человек может посвящается во вневременные знания, которые иногда называют «Хроники Акаши», «Секретная Доктрина» или «Тайное Учение». В этот период человек разумно пользуется навыками магии и Творения, задачу для которых получает непосредственно от Иерархии из тонкого плана. Яснослышание, в свою очередь, делает возможным более качественную работу с Таро. Полное Третье Посвящение в физическом плане ещё никто не получил, но с приходом новых Космических энергий 3-го Луча это становится возможным. (См. «Сезам, откройся!» Е.Аноповой).

Придворные карты (карты Придворных)см.Карты Двора.

Ранжир – ранг, должность или занимаемоев Иерархииступень. По аналогии с иерархией придворных при королевском дворе соотносится с последовательностью Карт Двора. Король представляет вершину иерархии, Паж – низший ранжир. Понятие «ранжир» может применяться и в отношении Старших Арканов, означая занимаемое по важности (достоинству) место в последовательности карт.

Расклад – конфигурация, композиционная фигура, сложенная из карт (например, крест, звезда, зодиак), один из важных аспектов в технике гадания. Расклад может быть традиционным, взятым из инструкции или из прежней практики, а может быть «услышан» для каждого конкретного случая в соответствии с определённой задачей, что наиболее ценно. Расклад определённой формы может служить магическим пантаклем или «входом» в канал слышания. Как правило к колодам гадательных карт прилагается инструкция с рисунком Расклада, но многие тарологи предпочитают пользоваться своими «любимыми» Раскладами.

Реинкарнация (инкарнация) – от лат. «повторное рождение», синоним «метемпсихоза», означающего «перерождение», «перевоплощение». Оккультная доктрина утверждает, что человек рождается не единожды. После физической смерти его «душа» через некоторое время снова «спускается» в физический план (реинкарнируется), и в новом теле проживает новую жизнь, проходя все циклы от младенчества до старости. Условия и обстоятельства каждой новой реинкарнации зависят от духовного состояния человека в конце его прошлой жизни, тяжести его отклонений (грехов), т.е. от кармы. Существует ошибочное представление, что душа человека может «входить» в тело животного или растения - но это могло происходить только в доисторические времена, когда люди только экспериментировали с первыми инкарнациями и нарабатывали кармические узлы. В дальнейшем карма позволяла людям воплощаться только в человеческом теле.

Рубашка – тыльная сторона карты. В некоторых Раскладах карты сначала кладут в положение рубашками вверх, и «открывают» их потом в процессе толкования, переворачивая вверх лицом. Рубашка сама по себе может быть пантаклем, если её рисунок отвечает определённым условиям. В последнее время появились колоды Таро, в которых нет привычных «рубашек» - на обратной стороне карты изображается та же сцена, что и на лицевой стороне, но как бы со спины, или на одной стороне «день», а на другой «ночь». Эти колоды интересно использовать тарологам с психологическим подходом, разделяющим реальность и мечты, сознательное и подсознательное, разум и инстинкты.

Символы – атрибуты (например,меч,держава, корона и т.п.),астрологические или алхимические знаки,узоры и т.п., имеющие энергетическую, ментальную или эмоциональную связь с подразумеваемым объектом. Символы, используемые в Таро, зачастую принадлежат к разным культурам и временам, и порой не совпадают по смыслу и энергетике друг с другом. Это может затруднить работу с Таро. Путаница может возникнуть с астрологическими символами, при несовпадении энергии планеты и знака Зодиака, или при включении в карту кабалистических символов, которые не всегда поддаются интерпретации.

Стихии – природные элементы. В оккультной традиции признаются четыре основные Стихии: Огонь, Земля, Вода, Воздух (Крест Стихий). В Таро каждой масти соответствует определенная Стихия, по традиции влияя на характер масти: в древности стихии определяли 4 времени года, 4 «темперамента» человека, 4 рода его деятельности, 4 вида событий и т.п. По этому принципу распределяются масти Младших Арканов, но эта система распределения иногда вводит в заблуждение: например, куда определить «страсть» - к стихии Огня (Жезлы) или к эмоциональной сфере, относящейся к Чашам (Стихии Воды)? Использовать ли при толковании нумерованных карт и Карт Двора – должны решать сами Тарологи. Принцип Стихий более актуален в Раскладе, в конфигурации которого присутствует крест: типа классический «Цыганского» и «Мальтийского Креста». Подобный Расклад создаёт подобие Живого Креста Стихий, позволяя использовать карты Таро в магии.

Сюжетные карты – карты, иллюстрированные рисунками, отражающими значение соответствующего Аркана. Иллюстрации могут быть символического, аллегорического или реалистического характера. Например, в «Масонском Таро» на карте изображены символы и атрибуты, принятые в масонстве. В Таро «Союз богинь» на каждой карте изображение богини, иконография и мифологема которой соответствует смыслу карты; в «Языческим Таро» присутствуют современные люди и картины современного быта.

Таро – особый вид карточной колоды, применяемый, как правило, в прогностических целях. «Таро, Тора, Рота, Афор – это собрание пластин и чисел, представляет собою, несомненно, один из самых чистых шедевров древнего Посвящения» - писал классик Таро доктор Папюс в своём труде «Предсказательное Таро». В книге «Иллюстрированный Ключ к Таро» Артура Эдварда Уэйта, чья колода Таро стала образцом для многих современных авторов, есть такие слова: «Истинное Таро – это символизм; никакой другой язык и другие знаки ему неведомы. Его эмблемы, с точки зрения их потаённого значения, складываются в своеобразный алфавит, образуя множество сочетаний и открываю истинный смысл всего. На высших уровнях понимания оно даёт нам ключ к Таинствам...». Классическая (традиционная) колода Таро состоит из 78 карт, с набором их 22 карт Старших Арканов, стоящих в традиционной последовательности, и 56 карт Младших Арканов, разделённых на 4 масти. Хроникально-документальная история Таро прослеживается с XIV века, но существуют предпосылки того, что её корни уходят в глубокую древность. Таро, как система миропонимания,основана на концепции, гласящей, что в Природе нет случайностей, что все события и процессы во Вселенной взаимосвязаны и закономерны. Эта концепция была сформулирована ещё Гермесом Трисмегистом в его «Изумрудных скрижалях», и получил развитие в т.н. «Законе подобия». Исходя из этого закона, целостная картина Мироздания - Макрокосм - может быть отражена в другой такой же меньшей целостной системе - Микрокосме, а части одной – в частях другой. Таро – это система Мироздания, отражённая в Микрокосме.

Таролог – современное определение, обозначающее специалиста, мастера Таро, который не только занимается гаданием (мантикой), но углублённо изучает весь широкий спектр знаний, относящийся к этой системе Таро, его историю и соприкасающиеся с Картомантикой дисциплины. В средневековой Италии – родине традиционного Таро, тарологов называли «тарольерами». Таролог часто является автором собственных колод и трудов, посвящённых работе с картами.

Тарология – наукообразное название, прилагаемое ко всему, что связано с углублённым изучением как практики, так и теории Таро.

Тасование (перетасовка) колоды – процесс тасования достаточно произвольный и предназначен для того, чтобы карты не повторились, если для Расклада они не вытаскиваются из колоды произвольно, а снимаются сверху или снизу. Некоторые Тарологи, вторя цыганам, считают, что тасование призвано очистить карты от следа предыдущих гаданий, эманаций Кверента и старых клише, и потому предписывают проведение различных обрядов «очищения колоды». На самом деле к колоде ничего не «прилипает», а очистить свои мысли перед следующим гаданием следует самому гадальщику. Приступая к перетасовке или перемешиванию карт Тарологу желательно мысленно включиться в вопрос, в цель или личность Кверента, оставив в стороне всё постороннее, в том числе личные интересы.

Техника гадания - процесс, включающий в себя несколько этапов, как-то: постановка задачи, выбор колоды и Расклада, и, самый важный - толкование. Техника гадания зачастую заменяется терминами «искусство гадания», «мастерство предсказания», которые придают работе с Таро более возвышенный смысл.

Толкование – это один из этапов техники гадания и предсказания. Толкование основывается на феномене т. н. «внутреннего зрения», называемого ещё ясновидением или яснослышанием. Толкование – интерпретация символов и взаиморасположения карт, ориентированная на тему поставленного вопроса. В среде современных тарологов, которые воспитывались на переводной литературе, вместо «толковать» и «интерпретировать» употребляется глагол «читать». Для успешного толкования карт необходимо, зная их традиционное значение, уметь соединять его с собственным видением, основанным на интуиции – это творческий процесс, «искусство толкование», а не просто «чтение». Практика толкования, кроме всего прочего, развивает сенситивные способности человека, включая потенциальные возможности сознания.

Чаши –одна из 4-х мастей Таро (ит.COPPE). Соотносится со стихией Воды. Символизирует тело, здоровье, чувствительность, любовь, творческие и актерские способности, науку и искусство. «Полная чаша» издавна ассоциировались с прибытком, богатством, благосостоянием, красотой и успехом. На картах символом Чаш могут быть также бокалы и другие сосуды для жидкостей. В игральных картах соответствует Червам, символизируемым рисунком сердца. В древности считалось, что сердце – источник любви и чувств, а также «источник» жизненной силы и красоты («красного» – червлёного).

Число (номер) – показывает ранжир или «достоинство» карты. Хотя до настоящего времени мнения исследователей и авторов Таро разнятся. Одни считают, что чем «старше» Аркан, тем он «важнее», но это не согласуется со значением Старших Арканов. Скорее, число номера Аркана надо рассматривать как дополнительный фактор, говорящий о значении карты с позиции мистического значения самого числа. Тем более карты первых колод Таро не были пронумерованы, а потом, вплоть до 16 века, проходили процесс «утряски».

Эзотерика (эзотеризм) – тайное, скрытое, сокровенное. В наше время под термин «эзотерика» подпадают все учения и школы, использующие не признанные официальной наукой подходы к осмыслению и освоению действительности, а также не поддерживающие основные правила вероучений. На самом деле эзотерика, или правильнее было бы выразиться – оккультизм – Альма-матер и науки, и религии, источник всех гипотез и моделей познания. В древности священников называли эзотериками, так как они были допущены к «тайнам Бытия». Искусство Таро можно отнести к одной из эзотерических отраслей. Эзотерический подход к Таро наиболее ярко проявился в конце 18 – начале 19 веков, когда изучением Таро заинтересовались члены тайных обществ, в том числе Ордена Золотой Зари. В этот период значения карт таро были углублены и расширены до египетских мистерий и доктрин Каббалы.

Ясновидение (видение) – форма сверхчувственного восприятия, близкая по своему механизму к воображению. Наиболее развито у людей, склонных к изобразительному искусству. Развить ясновидение легче, чем яснослышание, т.к. тяга к фантазиям зрительного характера проявляется у многих людей ещё в детстве. Но на этом достижении многие останавливаются, давая волю ясновидению только во сне, а потом стараются умом расшифровать увиденные в сновидении образы. На ясновидении основана одна их техник гадания на картах Таро – визуализация. Картомант как бы оживляет в своём воображении рисунок карты, и, при желании может изменить изображение. Но это уже магия Таро.

Яснослышание (слышание) - потенциальная способность человека транслировать полученную в виде волновой энергии информацию, облекая её в слова, понятия и образы. Информация может «сниматься» с разных уровней энергий: например, с Эфирного информационного поля, содержащего мысли, матрицы ситуаций и событий. Более «высокий» уровень слышания, Астральный, позволяет предугадывать события, получать различные знания, общаться с тонкими сущностями и Космической Иерархией. Яснослышание также даёт возможность пользоваться нематериальными формами воздействия (Творение): например, составить такую мыслеформу, которая способна реализоваться на физическом плане; дать приказ тонким сущностям или изменить судьбу. Яснослышащий может пользоваться каналами слышания с помощью пантаклей, в том числе карт Таро.

Автор словаря Анопова Е.И.

Часть определений взята из серии книг автора по Учению Третьего Луча, а также из авторских инструкций к картам Таро издательства «Аввалон-Ло Скарабео».

Словарь может быть дополнен по просьбе читателей.

Перепечатка и публикация без указания источника и автора запрещена!

Каталог продукции

stars

Яндекс.Метрика